Для японской посуды характерны прежде всего простые геометрические формы в основном прямоугольные, бывают также треугольные и круглые. Особенностью японской посуды является полное отрицание симметрии, а также геометрической правильности форм. Японцы также отдают предпочтение неопределенным оттенкам глазури и абсолютно посуда для сушипренебрегают орнаментацией. Объясняется выбор таких оригинальных решений коренной сущностью самих японцев.
Для жителей Японии огромное значение имеет то, как оформлено блюдо, а также посуда, в которой оно подано, именно поэтому сервировке стола уделяется большое внимание. Основные формы посуды разрабатываются исходя из сервировки и подачи.
Посуде, в которой подают напитки на стол, в Стране восходящего солнца уделяют внимание не меньшее, чем сервировке блюд. Мастерами Японии создано огромное количество великих произведений искусства, предназначенных для чайных церемоний и для официальных банкетов.
В кайсеки японский банкет входит более дюжины блюд, для каждого из которых требуются определенные тарелки, чашки, миски, украшенные разнообразными узорами. На посуду смотрят художественным взглядом, стараясь сочетать материал, из которого она изготовлена, с тем временем года, когда подается блюдо. На кайсеки подносы играют ту же роль, что и европейские салфетки на праздничном столе, предусмотрительно подкладываемые под тарелки.
Кушанья для чайной церемонии по традиции подают гостям на специальных лакированных подносах, которые, в свою очередь, снабжены ножками это практически индивидуальные столики. Подносы также отличаются по размеру. Они бывают лакированные, бамбуковые или деревянные, часто их используют как блюда для подачи кушанья на стол. К тому же поднос нередко застилают японской бумагой, красиво сложенной.
Чайная церемония традиционный и весьма увлекательный процесс, имеющий мало общего с рядовым, будничным чаепитием: чашечки для нее напоминают, скорее, праздничные пиалы, а порошкообразный чай взбивают при помощи бамбуковых венчиков прямо на глазах у изумленных гостей.
Знаменитую японскую лапшу соба, которую едят, обмакивая в соус, подают к трапезе на специальном подносе. Это бамбуковая циновка, натянутая на раму из дерева или бамбука.
Для саке существует специальный кувшин токкури, в который его предусмотрительно переливают из бутылки перед подачей к столу. Благодаря теплостойкости замечательному свойству фарфора, из которого изготовлен кувшин, в нем можно подогревать саке перед тем, как разливать его.
Деревянная утварь и посуда также пользуются большой популярностью в Стране восходящего солнца не только за присущую им красоту, но и за натуральные материалы, соответствующие национальной кулинарной философии.
На Западе бенто это посуда (к примеру, макуноути бенто), на самом деле термин этот означает пищу быстрого приготовления, еду на вынос для пикника или ланча. Существует великое множество разновидностей упаковок бенто. На самом деле изысканные коробки, макуноути бенто, с трудом можно отнести к посуде для «быстрой еды». Они обычно бывают лакированными, имеют 5—6 отделений для блюд, а также небольшое отделение, отведенное под соус.
Коробки для школьного завтрака или ланча попроще, они состоят из двух секций, опирающихся одна на другую: верхняя для мяса, овощей и рыбы, а нижняя для риса.
Кувшинчик для соевого соуса на японском столе то же, что на европейском солонка и перечница. Санте и ситими подают к столу либо в фабричной упаковке, либо в небольших блюдечках с крышками, а также с крохотными ложечками.
В повседневной жизни японцы пользуются разнообразными пиалами: маленькими лакированными или пластмассовыми, обычно с крышками, предназначенными для супа; глиняные, фарфоровые или фаянсовые пиалы встречаются чаше без крышки, предназначены для риса, большие для блюд, которые готовят в набэ. Для риса с морепродуктами или овощами используют довольно большие фаянсовые пиалы с крышками, такие же точно, но гораздо большего размера, используют для блюд из лапши.
Нам известно множество различных видов чашечек для саке, изготовленных из всевозможных материалов, но в принципе все они подразделяются на две категории: теко, или отеко, что тоже верно, а также гуиноми. Различаются они, во-первых, по размеру: отеко меньше, примерно половина мяча для игры в гольф. По форме отеко напоминает раскрывающийся цветок, у некоторых из них так широко «раскрыты венчики», что чашечка кажется почти плоской. Гуиноми немногим больше, у них прямые стенки, предназначены они скорее для обыденной трапезы, чем для торжественных случаев.
Существуют еще крупные, но плоские чашечки, величиной они с маленькое чайное блюдце. Официальное название им «сакадзуки».
Японские чайники имеют много общего с европейскими, за исключением ручки сбоку, такой привычной для европейцев. В японских чайниках ручка либо прямая, как у сковородки, либо съемная, похожая на петлю, как у корзины. Для чайников размером поменьше, именуемых не иначе как кюсу, ручка чаще всего бывает прямой. Такие чайнички кюсу вмещают всего-навсего две-три чашки чая, в основном они используются для заваривания элитного чая высшего качества.
Огромной популярностью и одобрением пользуются терракотовые кюсу, создающие приятное ощущение близости к самой природе.
Повседневные чайники, именуемые добин, обладают гораздо большей вместимостью, ручка у таких чайников схожа с петлей корзинки. Абсолютно у всех японских чайников в самой нижней части носика находится встроенное ситечко, это очень удобно при разливе по чашечкам чай не приходится процеживать.